Как правильно выспаться водителю перед дальней ночной дорогой?

Лучшее средство против усталости и сонливости это, конечно же, безмятежный сон. Необходимо хорошо выспаться, чтобы в хорошем расположении духа провести несколько часов за рулем. Но вечер короток и до трудной поездки остается всего несколько часов. И их требуется потратить с умом, чтобы организм смог набраться сил и выдержать нагрузки путешествия. А как это правильно сделать, помогает разобраться заведующий лабораторией мониторинга радиационных условий среды обитания экипажей пилотируемых космических аппаратов (ИМБП РАН) Владимир Цетлин.

Цикл и фазы

Сон это сложный физиологический процесс и он разбит циклы, которые состоят из нескольких фаз.

Быстрая фаза характеризуется активизацией работы всех внутренних органов. В это время реализуются модели ожидаемых событий, и подсознание находит ответы на поставленные в течение дня вопросы. Названа фаза потому, что у человека во время сна рефлекторно двигаются глаза. Он видит сны и переживает увиденное. Быстрая фаза продолжается около получаса и затем перетекает в следующую стадию.

Медленный или глубокий сон, по продолжительности занимает больше часа. Он отличается замедлением всех физических процессов. В этот период обновляются клетки, пополняются запасы энергии, происходит выпрямление костей и суставов, восстанавливают работоспособность мышечные ткани. Во время глубокого сна мозг завершает процессы обработки и адаптации информации, память структурирует увиденное накануне и после каждого цикла запрашивает разрешение на пробуждение. Если вставать нет необходимости, то нервная система запускает следующий цикл. Организм вновь начинает период восстановления энергозатрат и активизирует защитные функции организма. Человеку необходим покой, чтобы завершить этот сложный процесс.

Но если в середине цикла нарушить его протекание, поднять человека силой и попытаться заставить его выполнять сложные операции, то скорее всего у него ничего не получится. Мозг хоть и даст команду на экстренное пробуждение, но продолжит выполнять начатый процесс, хоть и с существенными задержками. Человек будет чувствоваться себя обессиленным, «разбитым» и подавленным, пока нервная система не адаптируется. В итоге, какое-то время после прерванного сна в середине медленной фазы человек будет чувствовать не меньшую усталость, чем до засыпания.

Тем самым, вставать необходимо только после завершения полного цикла сна. А перед планированием отдыха есть возможность подгадать, чтобы перед поездкой провести в кровати такое время, чтобы оно было кратно названному множителю, то есть полутора часам.

Планирование водительского сна

Другими словами, необходимо спать примерно по полтора часа или три часа. Но не два и не три с четвертью. Если обойтись одним циклом, то он даст сил на три-четыре часа поездки и уже 4.00-5.00 часам ура водитель начнет кивать носом. Сил будет недостаточно. Поэтому лучше всего, чтобы мозг завершил два цикла сна, что примерно равняется трем часам. Тогда можно провести за рулем 5-6 часов в течение ночи и добраться до места назначения без проблем с засыпанием. Если лечь и заснуть в 20.00, то уже после 23.00 можно встать бодрым и готовиться к поездке. Главное, чтобы сон протекал в абсолютной темноте и в тишине, чтобы не прерывать протекание цикла.

Самым же приемлемым для ночной активности считается заблаговременный вечерний сон длинной в три цикла, что равняется примерно 4,5 часам. После них можно восполнить потраченную за день энергию. Правда лечь и заснуть потребуется примерно в 18.30-19.00. в это время как раз наступает сонливость. После такого вечернего отдыха можно вполне бодро встать в 23.00 для подготовки к ночной поездке. Накопленные силы позволят проехать несколько сотен километров, не чувствуя позывов к дремоте. Даже утро водитель встретит во всем внимании.

Однако потом в течение дня недостаток сна все-таки проявит себя, и усталость даст о себе знать. Днем потребуется немного отдохнуть и добрать недостающие 1,5-3 часа отдыха. Чтобы организм полностью восстановился требуется 4-6 циклов, то есть от 6 до 9 часов сна.

Добавить комментарий